Стань таким, как я хочу

Ребенок, определяя свое отношение к жизни,смотрит на взрослых. В раздумьях о будущем, которое принадлежит детям, мы должны это учитывать.

Не следует навязывать детям свои убеждения

К числу достижений в области психологии и прав человека относится признание свободы индивида. С точки зрения свободы воли ребенок стал менее зависим от накопленного взрослыми опыта – от гнева до ненависти, от любви до надежды, от страха до воодушевления. Возможность знакомства с другими культурами, которую имеют сегодня дети, открывает им новые горизонты. Мы не говорим о самоустранении взрослого в процессе воспитания – речь идет о том, чтобы будущее наших детей не зависело от воздействия сегодняшних ограничений взрослых.Известный психолог Алис Миллер в книге «Драма одаренного ребенка» отмечает, что дети часто живут ради осуществления целей, которые в свое время не смогли претворить в жизнь взрослые. Люди, обратившиеся за психологической консультацией, часто говорят о доминировании отца или матери и о том, что лишь став взрослыми, они осознали это. Одни дети были в детстве «папиными», другие – «мамиными», третьи – «бабушкиными» или «дедушкиными»… «Папины дочки» часто встречаются в семьях, где только один ребенок – дочь,или в семьях, где девочка – первый или последний ребенок, и отец решает, что именно она воплотит его планы на будущее. Такие дети проживают не свое детство, а став взрослыми, не могут планировать будущее, основываясь на собственных идеях. Вы можете возразить – если взрослые живут правильно, нет ничего плохого в том, чтобы передать то хорошее, что есть в их жизни, детям, личность которых еще не сформировалась». Отвечаем – субъективные оценки и любые оценочные суждения могут меняться в зависимости от культуры и времени. С другой стороны, стоит обратить внимание также и на то, что через родительские программы, полученные в семье, различные предрассудки по отношению к иным народам и культурам могут открыто или неявно передаваться новым поколениям. Дети врачуют наши раны Каждый человек в молодости имеет представление о том, чего он ждет от своего будущего ребенка. Можно встретить отцов, из восхищения Марадоной отправляющих сыновей заниматься футболом, или отцов, которые, чтобы не утратился накопленный в их мастерской опыт, склоняют детей к своей профессии. Известный бихевиорист Устюн Декмен говорил, в таких ситуациях дети служат «бинтами» для ран взрослых. Кто-то, будучи беднее, чем соседи, чтобы изменить ситуацию, отправляет ребенка учиться в самый престижный университет, кто-то, не имея возможности приобрести профессию, о которой мечтал всю жизнь, пытается достичь этого через своего ребенка. Вот один хороший пример. Молодая пара, собираясь вступить в брак, столкнулась с огромным противодействием матери невесты. Она уверяла, что будущий муж преследует меркантильные цели, что он растратит все деньги ее дочери, что его главная цель – обеспечить содержание своей собственной матери и что он заставит жену прислуживать свекрови… В результате пара распалась, и девушка пережила острый психический кризис. Ее мать, хоть и поздно, осознала свою ошибку, но изменить уже ничего было нельзя. Еще один пример из жизни русской семьи. Марина, чтобы избавиться от экономических трудностей, решила отправить своего сына Антона учиться на факультет бизнеса и предпринимательства. Однако сын хотел заниматься рок-музыкой и был против ее решения. Ситуация стала настолько серьезной, что единственным выходом для себя Антон посчитал уход из дома. Похожий пример имел место и в турецкой семье. Эмре мечтал играть на саксофоне. Отец и мать, работавшие учителями, хотели, чтобы их ребенок изучал международное право или юриспруденцию. Семейные конфликты вышли на новый уровень, когда Эмре решил стать дегустатором, не собираясь забывать о саксофоне. Несмотря на протесты семьи, он настоял на своем. Еще один пример – из Индии. Анил вырос в патриархальной семье под сильным влиянием бабушки и дедушки и был шаловливым и даже своевольным ребенком. Религиозный и привязанный к обычаям дед, чтобы сделать из внука «человека», отдал его на воспитание старейшине. Под влиянием этого человека Анил стал считать все народы, которые воевали с его страной, злобными и агрессивными, потому что старейшина был крайним националистом. Увы, многие предубеждения такого рода мы получаем через родительские программы. Конечно, есть семьи и даже социумы, где отношения взрослых и детей построены совсем по-другому. Там всегда учитываются желания и предпочтения ребенка. Некоторые семьи настолько прислушиваются к своему ребенку, что даже меняют свой образ жизни и место проживания.

Наши дети должны расти в здоровой атмосфере

У детей нет опыта и знаний, им нужно передать их. С одной стороны, это правильно. На это нацелена информационная составляющая родительских программ. Многие матери в страхе за ребенка мешают ему приобрести уверенность в себе, ограничивают самореализацию и развитие способностей. Мы, взрослые, должны помнить, что в вопросе личностного развития ребенку нужно давать больше свободы и следует лишь направлять его. Да, пусть он испачкается, но он должен есть сам, пусть он наденет одежду шиворот-навыворот, но он должен сам одеваться. Даже если он говорит глупости, ему необходимо дать возможность высказаться. Дети, которым постоянно затыкают рот, обрывают и указывают на ошибки, не могут вырасти в здоровую личность. Нездоровое детство переходит в такую же зрелость.
Дети, которые росли в ограниченной и искусственной реальности, всю жизнь ждут вмешательства со стороны, время от времени теряют самообладание и бывают неуправляемыми. Нередко в основе агрессии и враждебности лежит именно такой опыт. По этой причине министерство образования Турции удалило из учебников истории высказывания, способные вызвать предубеждение в отношении других народов и стран. Да, взрослые должны через родительские программы передавать детям культуру, личный и социальный опыт, однако до какой степени? Правильно будет сказать: «Так,
чтобы это не перешло в господство над личной жизнью». Ребенка, конечно, необходимо удерживать от опасного поведения и образа жизни, однако не путем запретов, а помогая ему самостоятельно увидеть и открыть для себя
истину. Это здоровый метод. Дети – будущее взрослых, так же, как взрослые – будущее детей. Современный образ жизни когда-нибудь изменится и, основываясь на непреходящих ценностях, мы должны помогать детям познавать истину. Взрослым следует, понимая относительность своих убеждений и сегодняшних представлений, прилагать максимум усилий для того, чтобы такого рода знания не оказывали влияния на ребенка. В противном случае упорство в собственных ошибках, недобрые намерения и предубеждения толкнут человечество к разрушению жизни будущих
поколений.

Leave a Comment